Блог

Как сделать SEO‑friendly сайт: 18 обязательных параметров и рекомендаций

Один из мощных секретов успешного SEO в 2024 году — оптимизация по стратегии win-win. Когда сайт стремится угодить каждой стороне: и пользователям, и поисковым системам, что дает максимальный профит для бизнеса. Такой подход сильно отличается от недавнего SEO, где важно было занять позиции любой ценой — современный сайт обязан быть friendly. Рассказываем, как это сделать исходя из опыта нашего агентства.

Содержание

    Почему важно быть SEO‑friendly

    SEO‑friendly сайт предполагает полную оптимизацию с учетом требований поисковых систем и поведенческих факторов. Простыми словами, это ресурс, который нравится и поисковым системам, и пользователям.

    На самом деле, чтобы сделать ресурс SEO‑friendly достаточно соблюсти 1 условие — ресурс должен быть релевантен каждому поисковому запросу и полностью решать проблему каждого пользователя. Единственный нюанс — достичь этого возможно только при очень долгой и кропотливой работе по оптимизации.

    Помните интернет 2010х, где все было напичкано ключевыми словами с бессвязным текстом и неэргономичным дизайном? Концепция SEO‑friendly меняет парадигму оптимизации: вместо сухой подгонки технических параметров максимальное внимание уделяется пользователям. Разрабатывается UX/UI-дизайн, прорабатывается логика структуры, пишется полезный, экспертный контент.

    Каким должен быть SEO‑friendly сайт?

    Собрали основные требования к разработке сайта, которые сделают любой ресурс более дружественным к SEO.

    1. Удобный адаптивный дизайн для мобильных устройств

    Доля мобильного трафика превысила количество пользователей с desktop-устройств. В приоритетах «Яндекса» и Google сканирование мобильных версий сайта — Mobile First индекс. Это также влияет на ранжирование: сайты хорошо оптимизированные под смартфоны будут выше в выдаче, а ресурсы, имеющие только desktop-версию, в принципе не смогут занять ТОП.

    Дизайн должен быть удобным для просмотра с мобильных устройств — это маст хэв в SEO 2024

    2. Создание контента под поисковые фразы

    Еще пару лет назад смысловая релевантность не так сильно влияла на позиции ресурса в выдаче — достаточно было насытить страницу ключевыми словами из одного кластера и не допустить переоптимизации. Сейчас же поисковые системы отходят от формальной релевантности — просто набивать контент поисковыми запросами уже не получится.

    Каждая страница должна быть максимально релевантна одному поисковому запросу, что предполагает более сложную систему кластеризации семантики, проработки структуры и контента. В 2024 году контент должен соответствовать интентам пользователей — понимание намерений пользователей повышает смысловую релевантность и лучше отражается на поведенческих факторах. В таком случае выше шанс получить переход по сниппету, удержать пользователя и полностью закрыть его потребность, не допустив перехода на другой ресурс — поисковики это ценят.

    Поисковые фразы с разными интентами — разная выдача. Если контент не будет соответствовать поисковому намерению, сайт просто потеряет пользователя

    3. Продуманная иерархия страниц и карта релевантности

    Вновь речь про общую структуру — объемный пласт работы, определяющий релевантность каждой страницы конкретному поисковому запросу. Для создания грамотной структуры составляется карта релевантности, которая определяет:

    • какая страница относится к кластеру семантического ядра;
    • какие страницы стоит объединить в группу, а какие выделить в отдельный раздел;
    • в каких случаях страницу стоит отнести в коммерческий или информационный раздел.

    Простыми словами, проработка семантики и карты релевантности позволяет на выходе получить костяк для будущей структуры. Это решает сразу несколько крупных задач, обязательных для SEO‑friendly сайта: глубокая и широкая иерархия структуры страниц, исключает ошибки при перелинковке, упрощает навигацию и повышает смысловую релевантность каждой страницы.

    Обязательный атрибут SEO‑friendly сайта, о котором часто забывают — карта релевантности

    4. Понятная для SEO структура URL-адресов и наличие ЧПУ

    Короткие, лаконичные URL-адреса повышают кликабельность ссылки и упрощают навигацию. Для SEO‑friendly понятная структура URL-адресов также важна, как и структура самого сайта. Это ускорит индексирование и направит весь краулинговый бюджет на целевые страницы — наличие ЧПУ, правильная логика формирования и распределения URL-адресов сильно влияют на присутствие сайта в поисковой выдаче. И самое главное — прямое/косвенное упоминание ключа поиского запроса в УРЛе напрямую влияет на ранжирование страницы.

    Плохо: /item-id2518731/

    Хорошо: /kofemashina-nivona-799/

    Пример URL-карты, оптимизированной под SEO

    5. Иерархическая навигация

    Не стоит путать структуру сайта с навигацией: первое делается для корректного распределения веса ссылок и хостовой релевантности, второе — для удобства пользователей. Правильная структура делает навигацию интуитивно понятной, но для более комфортного просмотра контента также важна проработка меню. Навигация в главном меню, футере, сайдбаре должна быть иерархической — то есть содержать наиболее важные страницы на видном месте.

    Хорошо, если юзер может переместиться к важным страницам не более чем за 3 клика — все значимое должно быть на виду

    6. Блоки перелинковки ссылок

    Если иерархическая навигация делается больше для комфорта пользователей, то перелинковка — для поисковиков. В первую очередь блоки перелинковки связывают тематические страницы и улучшают внутренний ссылочный баланс. Даже сложная, развитая структура не может связать все страницы — перелинковка решит эту проблему.

    Перелинковка свяжет важный контент, чтобы роботы его не пропустили

    7. Простановка ручных внутренних ссылок

    Следующий этап friendly навигации — простановка ручных внутренних ссылок между важными страницами в контенте. Это поможет связать приоритетные и релевантные страницы между собой, достигнув ссылочного баланса — связанный тематический контент лучше индексируется. Ручная простановка укрепит архитектуру внутренних ссылок — с обычным плагином для автоматической перелинковки такого эффекта не достичь.

    Ручная простановка ссылок — хороший способ подружить страницы, которые не связаны в блоке перелинковки

    8. Уникальные мета-теги title/description и заголовки h1-h3

    Вновь про релевантность — каждая страница должна оптимизироваться под выбранные поисковые запросы. Уникализация метатегов title и description, а также заголовков H1–H3 повышает смысловую релевантность каждой страницы: поисковики понимают, что контент разный и подбирает его под более приоритетный интент пользователя. Это действительно важно — оставлять шаблонный или однотипный текст пересыпанный ключевиками точно не стоит. Также важно соблюдать позицию слов и длину мета тегов.

    Уникальность и персонализация сниппета = релевантная выдача под каждый интент

    9. Оптимизированные изображения

    Изображения занимают большую часть кода и оптимизация позволяет существенно облегчить страницы. Грамотное сжатие картинок ускоряет загрузку без потери качества самих изображений. Для создания SEO‑friendly сайта рекомендуется переход на формат WebP, который сжимает изображения лучше PNG и JPG. Это спасет от долгих загрузок при просмотре контента с сотней изображений и вдобавок сэкономит пользователям мобильный трафик. Дополнительно можно внедрить технологию Lazy loading для лучшей производительности страницы.

    Оптимизация изображения сильно снижает вес страницы — это дает много профита

    10. Отказ от скудного и дешевого контента

    Не используйте прямое копирование текстов с других сайтов, дешевый рерайт или бездумные портянки SEO текстов со спамом большого количества ключивиков в симбиозе "с водой". От таких текстов вы ничего не получите, кроме рисков получить постраничные или хостовые санкций поисковых систем.

    11. E-E-A-T, авторитетность и читабельность контента

    Резкий рост ИИ-контента увеличил важность качества и релевантности выдачи. Это привело к усилению влияния алгоритмов EEAT Google и Proxima «Яндекса», которые определяют экспертность контента, а также надежность и авторитетность источников. Для SEO‑friendly сайта критически важна публикация качественного контента, действительно удовлетворяющего поисковый интент пользователей. Лучше одна статья E-E-A-T от эксперта, чем 10 дешевых, созданных ИИ или сессионными райтерами. При этом помните о читабельности, конечная цель любого контента — удержать пользователя как можно дольше.

    Важно делать контент на языке ЦА: все должно быть легко, кратко и по сути

    12. Оптимизация скорости загрузки сайта и ответа сервера

    В погоне за контентом и UX-дизайном важно не забывать о технической оптимизации. Страницы не должны быть перегружены — важно чтобы сайт быстро прогружался. Здесь оптимизация предполагает большой пласт работ по чистке кода, сжатию медиа, сокращению объема нагруженных скриптов и плагинов. Классическая техническая работа, но для SEO‑friendly это важно.

    Результаты исследования хостинг-провайдеров. Долгая загрузка — верный путь потерять все успехи SEO

    13. Наличие 404 кода ответа и страницы ошибки

    Правильная отработка битых ссылок — сильный технический фактор ранжирования, который дополнительно еще влияет и реакции пользователей. Переадресация со всех неправильных URL-адресов на страницу ошибки исключает попадание в индекс битых, несуществующих ссылок. Кроме того, страница ошибки снижает раздражительность пользователя от неправильного введенного URL-адреса, что повышает шанс продлить визит и не потерять трафик.

    Ошибка 404 закроет все что не нужно для роботов и спасет от ухода пользователей

    14. Сокращение доли JavaScript в коде

    JS-код сильно утяжеляет страницы, особенно если интегрируется в оболочке плагинов и универсальных скриптов. Переизбыток текстового контента, ссылок и функционала, основанного на JavaScript, мешает быть SEO‑friendly. Поисковые боты плохо обрабатывают перегруженные страницы, не индексируют текст, который выводится JS скриптами, а долгая загрузка вредит поведенческим факторам. Тот случай, когда сайт может отлично отображаться в браузере, но на выходе получается не юзабельный ресурс для поисковых алгоритмов, от которого плохо всем — объем кода JavaScript должен быть минимальным.

    JS-код выполняется на клиентском устройстве. Чтобы сайт летал, убирайте JavaScript

    15. Внимание к sitemap.xml и robots.txt

    Это системные файлы, которые показывают поисковым системам как правильно работать с сайтом. Грамотная настройка sitemap.xml и robots.txt исключит дублированный контент на сайте, а также закроет служебные страницы от индексирования. По итогу настройка системных файлов поможет поисковикам лучше понимать контент на сайте, что опять же важно для релевантной выдачи.

    Карта сайта в лоб показывает поисковым ботам что и как индексировать. Иначе они быстро заблудятся

    16. Наличие HTTPS протокола

    Держать публичный сайт на HTTP уже давно стало моветоном — так данные передаются в открытом виде и легко могут быть перехвачены. Наличие защищенного соединения сейчас рекомендовано для всех сайтов — поисковики отдают предпочтение ресурсам, использующих протокол HTTPS.

    «Подключение защищено» — маст хэв для любого веб-сайта в 2024 году

    17. Микроразметка Schema.org

    Внедрение микроразметки помогает роботам поисковых сетей лучше понимать контекст и контент веб-страницы. Это положительно отражается на индексировании и ранжировании в выдаче из-за кликабельности по сайту — если на сайте контент разделен тегами Schema.org, алгоритмам становится проще подбирать релевантные ответы под запросы пользователей.

    По данным «Яндекс Справки»: размеченный контент лучше ранжируется, поскольку более релевантен запросу

    18. Разметка и форматирование текста

    Помимо микроразметки важно помнить о банальном форматировании. Нумерованные и маркированные списки, заголовки, цитаты и выделение текста. Это улучшает восприятие контента — текст и медиа лучше всего просматривать, когда на странице все удобно структурировано. Чем удобнее страница для просмотра, тем выше шанс, что пользователи на ней задержатся, пройдут по конверсионному маршруту и выполнят целевое действие. Это хорошо бустит поведенческие факторы, помогает KPI и бизнес-целям.

    Структурирование и форматирование контента важно: для конверсии, поведенческих факторов, восприятия в конце концов

    Советуем почитать:

    Резюме

    • SEO‑friendly сайт — оптимизация под поведенческие факторы и основные требования поисковых систем. Это сайт, сделанный и для людей, и для поисковиков. Так сказать стратегия win-win.
    • Концепция SEO‑friendly — ключевой тренд в оптимизации 2024 года. Сухая подгонка технических факторов, накрутки и ссылки больше не дают гарантированного результата, как это было 5–10 лет назад.
    • Современный сайт должен быть удобный в первую очередь для целевой аудитории. Если ресурс нравится пользователям, его полюбят и поисковые системы.
    • Реализация всех пунктов из советов и чек-листа MADMONKS приблизит ваш сайт к SEO‑friendly. Постарайтесь внедрить все рекомендации и увидите ощутимый рост позиций и видимости сайта в выдаче «Яндекс» и Google.
    Есть вопросы по вашему проекту? Напишите нам!


    ПРОВЕРЬ
    своего подрядчика
    Для тех, кто хочет оценить ситуацию по SEO со стороны
    Подробнее